Бразильская горнодобывающая компания Vale согласилась в четверг выплатить 7 миллиардов долларов в качестве компенсации штату Минас-Жерайс, где два года назад в результате обрушения его плотины погибло 270 человек, были загрязнены реки и уничтожен окружающий ландшафт.
Это событие стало переломным моментом для страны, которой давно мешает безнаказанность, и где шахтеры и крупный бизнес часто обладают большей властью, чем государство, особенно в сельских районах.
Прокуроры заявили, что соглашение на 7 миллиардов долларов предназначено для компенсации государству социально-экономического и экологического ущерба, нанесенного катастрофой. Но это не влияет на многие ожидающие рассмотрения убийства и другие уголовные обвинения в деле против крупнейшего в мире добытчика железной руды и бывших руководителей, включая предыдущего генерального директора Vale Фабио Шварцмана.
Генеральный прокурор штата Минас-Жерайс Джарбас Соарес Жуниор выразил надежду, что размер штрафа, принятого в четверг, станет сигналом для остального мира: «Мы не допустим эксплуатации наших ресурсов без минимального уровня приверженности социальным и социальным вопросам. экологическая ответственность ".
Vale приняла это решение и заявила, что покроет дополнительные расходы в размере около 3,7 млрд долларов по результатам 2020 года.
«Vale стремится полностью отремонтировать и компенсировать ущерб, причиненный трагедией в Брумадинью, и внести больший вклад в улучшение и развитие сообществ, в которых мы работаем», - сказал генеральный директор Эдуардо Бартоломео. «Мы знаем, что у нас есть работа, и мы твердо придерживаемся этой цели».
Инвесторы Vale приветствовали урегулирование как способ избежать затяжного судебного разбирательства, как и прокуроры, которые ссылались на другие судебные иски по экологическим проблемам в штате, которые не были урегулированы почти 20 лет назад.
Акции горнодобывающей компании, стоимость которых выросла примерно на 60% после обрушения плотины, первоначально выросли после новостей об урегулировании, сигнализируя о надеждах инвесторов на то, что компания, наконец, сможет преодолеть катастрофу.
«Vale смогла получить скидку в размере около одной трети в зависимости от того, что просило правительство штата, поэтому они были умелыми в этих переговорах», - сказал Илан Арбетман, аналитик по акциям бразильского брокерского агентства Ativa Investimentos. По его словам, компания уже предоставила большую часть согласованной стоимости и получает выгоду от высоких цен на железную руду.
Когда в январе 2019 года плотина Vale прорвалась недалеко от города Брумадинью, она спровоцировала цунами горных отходов, несущихся вниз по долине со скоростью до 50 миль в час, уничтожив столовую на территории, где многие рабочие обедали, и разрушив близлежащие дома и гостевой дом.
Два года спустя тела 11 погибших до сих пор не найдены.
Обрушение, одно из самых смертоносных в мире, произошло всего через три года после того, как дамба на другом железорудном руднике, принадлежащем компании Vale, прорвалась в 100 милях от города Мариана, в результате чего погибли 19 человек и было загрязнено более 400 миль реки. . В то время компания пообещала, что подобная катастрофа больше никогда не повторится.
Средства поселения будут потрачены на экологические проекты и укрепление местного водоснабжения, а также на улучшение транспортных сетей и медицинских услуг. Соглашение также включает первоначальные расходы Vale после стихийного бедствия, когда компания оплачивала временное жилье, специалистов по психическому здоровью и ежемесячные выплаты жильцам в чрезвычайных ситуациях.
Количество самоубийств и попыток самоубийства в Брумадиньо резко возросло в год после обрушения, особенно среди женщин. Некоторые потеряли своих мужей, сыновей и отцов на шахте, одном из крупнейших работодателей региона, и были вынуждены месяцами ждать, пока спасатели извлекут останки их близких из затвердевшей грязи.
После обрушения Марианы в 2015 году компания Vale и ее партнер на этой плотине, BHP Group Ltd., создали фонд Renova Foundation для управления компенсацией, который заявил, что по состоянию на декабрь прошлого года выплатил около 2,1 миллиарда долларов. Прокуроры заявили, что, по их мнению, второго обрушения плотины в 2019 году могло бы не произойти, если бы Vale и BHP столкнулись с более жесткими последствиями первого.
В январе прошлого года бразильская прокуратура обвинила бывшего генерального директора Vale г-на Шварцмана и еще 10 человек из горнодобывающей компании в убийстве. Они также предъявили обвинения в убийстве пяти людям в немецкой аудиторской компании TÜV SÜD, которая сертифицировала плотину для отходов шахт как безопасную за несколько месяцев до ее прорыва.
Все 16 человек, в том числе несколько высокопоставленных руководителей и директоров Vale, также были обвинены в экологических преступлениях, как и обе компании как юридические лица. Эти обвинения до сих пор оспариваются в судебной системе Бразилии.
Прокуроры заявили, что в прошлом году стало ясно, что плотина представляла критический структурный риск, по крайней мере, с 2017 года, и что Vale полностью осознавала свои проблемы с безопасностью. По их словам, немецкий инспектор сертифицировал плотину как безопасную, несмотря на то, что он также знал о ее структурных проблемах, рассматривая возможность выиграть несколько контрактов с Vale и расширить свои бразильские операции.
В рамках годичного расследования катастрофы The Wall Street Journal впервые сообщил в феврале 2019 года о конфликте интересов между Vale и TÜV SÜD, которая работала как внутренним консультантом, так и независимым оценщиком безопасности для майнера.
В четверг пресс-секретарь Vale заявила, что шахтер не знал о неминуемой опасности на плотине. TÜV SÜD заявила, что подтвердила свою приверженность «выяснению фактов обрушения плотины», добавив, что она сотрудничает с властями. Г-н Шварцман и лица, которым предъявлены уголовные обвинения, отрицали правонарушения по делу.
В последние годы прокуратура Бразилии безуспешно боролась с крупными компаниями. После разлива нефти у побережья Рио-де-Жанейро в 2011 году прокуратура подала иски против Chevron Corp. на сумму более 7 миллиардов долларов. Два года спустя они рассчитались с американским нефтяным гигантом на 55 миллионов долларов.