В реальности, 80–90% своих отчислений недропользователь не увидит. Это будет ещё один скрытый налог государства. Если сравнивать предложения, то вариант минцифры хотя бы даёт шанс на развитие отечественного IT и компетенций, с выгодой для всех участников.
Проблема в том, что бюджет будет забирать все деньги, а недропользователи будут наблюдать, как они тратятся на другие отрасли: сельхоз, фарму или ненужную фундаментальную науку. Все ранние разговоры о трансформации и интеграции бизнеса с наукой рискуют остаться только в презентациях чиновников.
Минцифры хоть и продвигает свою идею, делает это открыто, через диалоговые площадки. Миннауки же, похоже, считает, что централизованный сбор решит все научные проблемы. На деле — это выстрел себе в ногу: у бизнеса не будет дальше стимула работать с отечественной наукой, и она вернётся в прошлое.
На деле же можно сделать просто эффективный, публичный и максимально прозрачный отбор, если вопрос в прозрачности некоторых НИОКР идет, но это не есть основное, основное забрать все средства для "научных целей страны".
Ещё странно, что Минпром РК отмалчивается. Хотя именно он регулятор контрактов. То ли не заинтересован, то ли просто не до этого. Наука в текущих истощениях минерально-сырьевой базы страны единственный шанс, чтобы хоть как-то справится с этой проблемой. Даже 30% отчислений на геологоразведку могли бы ускорить расширение минерально-сырьевой базы.
Одно ясно: трансформация этого процесса идёт коряво и без стратегического видения.