BHP, крупнейшая в мире горнодобывающая компания и третий по величине производитель железной руды, поставила 129 млн тонн сырья для производства стали в первом полугодии финансового года, закончившемся 31 декабря. В текущем полугодии ожидается добыча примерно такого же объема.
Средняя цена реализации за тонну железной руды за полугодие, закончившееся 31 декабря, составила 113,54 доллара. Это было меньше, чем 158,17 доллара в предыдущем шестимесячном периоде, но все же привело к тому, что подразделение железной руды сообщило о базовой EBITDA в несколько менее мягком размере 11,15 миллиарда долларов.
Цены на железную руду в начале 2022 года резко выросли: спотовая цена на поставку в северный Китай, по оценке агентства Argus, занимающегося ценами на сырьевые товары, достигла максимума в 153,55 доллара за тонну 10 февраля.
С тех пор цена снизилась до 139,65 долларов за тонну в среду, отчасти в результате возобновленных попыток Пекина снизить ее. При таких ценах прибыль BHP от продажи железной руды в текущем полугодии будет только увеличиваться.
Государственный планировщик Китая 9 февраля выпустил второе предупреждение для рынка железной руды в 2022 году, предупредив участников, что они «не должны фабриковать или публиковать какую-либо ложную информацию о ценах и не должны повышать цены».
Национальное управление развития и реформ (NDRC) вместе с регулятором рынка проведет в четверг так называемый «симпозиум напоминаний и предупреждений» с отечественными и иностранными трейдерами железной руды, сообщило агентство Reuters 15 февраля.
Эту встречу можно рассматривать как часть усилий Пекина по снижению цен на железную руду, что отражает мнение о том, что цена находится на неустойчиво высоком уровне и не оправдывается фундаментальными факторами.
Конечно, оценка BHP увеличения прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) в размере 119 миллионов долларов в текущем квартале на каждый доллар увеличения цены на железную руду дает Пекину некоторые аргументы.
Трудно точно сказать, какую цену Пекин считает справедливой и приемлемой для железной руды, но она, вероятно, будет ближе к 80 долларам за тонну, чем текущий уровень.
Если предположить, что средняя цена в 130 долларов за тонну на первую половину 2022 года — что не кажется неразумным, учитывая динамику спотовой цены до сих пор — это означает, что такая компания, как BHP, зарабатывает на 50 долларов за тонну больше, чем Пекин может счесть разумным.
Эти 50 долларов превратятся в 5,95 миллиардов долларов дополнительной EBITDA за шесть месяцев до 30 июня, выраженной с использованием «чувствительности» BHP.
Этот расчет, конечно, является лишь теоретическим размышлением. Но это показывает, сколько денег поступает в BHP от китайских производителей стали, что Пекин может счесть неоправданной прибылью.
Как низко может упасть железная руда?
Ключевой вопрос для Китая, который покупает около 70% мировой морской железной руды, заключается в том, насколько ниже он может снизить цену на материал, особенно в свете достаточно сильных фундаментальных показателей спроса и предложения.
Горнодобывающие компании не виноваты в том, что Китай закупает значительные объемы. По оценкам Refinitiv, импорт в первые два месяца 2022 года составит около 180,5 млн тонн, в то время как товарные аналитики Kpler еще более оптимистичны, оценивая импорт примерно в 200 млн тонн.
На рынке также широко распространено мнение, что Пекин увеличит расходы на стимулирование в первом полугодии после завершения зимних Олимпийских игр, что было бы оптимистичным шагом для стали и железной руды.
Еще один потенциальный бычий фактор касается предложения: в штате Западная Австралия, где находится основная часть производства крупнейшего в мире производителя железной руды, идет сезон циклонов.
Австралийское бюро метеорологии прогнозирует среднее количество циклонов выше среднего, что повышает риск сбоев в добыче полезных ископаемых и транспортных операций в Западной Австралии.