Племена Бразилии борются за выживание

После прорыва плотины BHP Billiton в 2015 году до сих пор ведется разбирательство в суде

Для коренных жителей Кренака, которые живут вдоль реки Рио-Дус в юго-восточной Бразилии, водный путь был источником жизненной силы их общины, источником пищи и духовного присутствия, где дети крестились и учились плавать.

Но в 2015 году плотина, находящаяся в совместном владении BHP Group и Vale SA, рухнула, выпустив 44 миллиона кубических метров отходов горной промышленности в реку и Атлантический океан, расположенные в 650 км, что стало самой страшной экологической катастрофой в Бразилии.

Пять лет спустя племя говорит, что выживание остается борьбой, несмотря на то, что он живет в сотнях километров вниз по течению от прорывной плотины, и оплакивает почитаемую реку, которую они давно называют «Уату»: священный, вездесущий родственник.

«Уату умер», - рассказала Джозира Кренак, 70-летний кренакский матриарх и духовный лидер, - ее первый звонок по одолженному телефону. «Я не люблю вспоминать, потому что это так больно», - добавила она со слезами на глазах. «Река - это наша мать, наш отец. И теперь она мертва.

Теперь племя вместе с коренным гуарани проводит свой день в английском дворе за тысячи миль. Они присоединились к групповой акции в 200 000 человек против англо-австралийского горнодобывающего гиганта BHP, требующей 5 миллиардов фунтов (6,3 миллиарда долларов) убытков, которая начинает излагаться в понедельник.

Лидеры обоих племен, которые разговаривали с агентством Reuters в совместном интервью по видеотелефону, организованном видеографом, работающим с заявителями, заявили, что они больше не охотятся за лекарственными травами на берегах реки, больше не ловят рыбу и не плавают в ее водах.

Их дети, родившиеся в 2015 году, когда-то уже плавали. Тем не менее, большинство из них никогда не касались реки, опасаясь, что она загрязнена, сказали они.

Все ушли

«Мы больше не можем есть капибары (гигантского грызуна), мы не можем есть птиц, мы не можем есть мед, потому что пчелы пьют из реки. Мы не можем охотиться или ловить рыбу », - сказала Джанира.

«Как мы будем жить? Был некоторый туризм ... но этого уже не было », - добавляет вождь Караи из Перу из местного племени гуарани в муниципалитете Аракрус в штате Эспириту-Санту, который граничит с Минас-Жерайс, где находилась плотина.

BHP отрицает, что отходы хвостохранилища являются токсичными, и оспаривает утверждения о том, что в результате стихийного бедствия поднялись уровни мышьяка, кадмия, ртути, свинца, меди и цинка, уже найденные в водах.

Но для гуарани, чьи дети когда-то ловили рыбу ночью с гарпунами, рыбный ужин теперь означает два с половиной часа езды до надежного рыбного рынка.

Хотя гуарани живут на отдельной реке Пираке-Ачу, вождь говорит, что его воды также испорчены стихийными бедствиями, потому что он говорит, что отходы хвостохранилища смывают другие реки после выливания в океан.

Отвечая на вопрос о промысле в Рио-Досе, BHP ответила, что существует «предохранительное ограничение на сохранение» при промысле видов, обитающих в штате Минас-Жерайс, чтобы обеспечить восстановление рыбных запасов, но не было никаких ограничений на потребление рыбы в Рио-Досе и не было никакого запрета на рыбалка вниз по течению в Эспириту-Санту.

Фонд «Ренова», схема возмещения ущерба, созданная в 2016 году совместным предприятием Samarco, которому принадлежала плотина, потратила около 1,3 миллиарда фунтов стерлингов на проекты, включая ежемесячную финансовую помощь примерно 130 семьям Кренака, сообщает BHP.

Но оба племени говорят, что они страдают. По словам шефа Перу, «Пираке-ачу гуарани», вынужденные делать покупки для курицы и говядины, скучают по старому пути.

Джанира теперь зависит от воды, поставляемой Фондом Ренова. «Мы потеряли эту реку», - говорит она. «Она не вернется».

Ренова и Самарко были публичным лицом катастрофы в Бразилии. Но множество судебных исков в бразильском суде продвигалось медленно.

Шеф Перу говорит, что он надеется, что английский иск предложит компенсацию, которая позволит его сообществу снова получить доступ к безопасной воде и свежей рыбе.

«В Бразилии нет справедливости», - сказал он.


Теги:металлыжелезнаяруда
Источник:
Раздел: Главная Новости Добыча металлов
Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Еще из раздела Добыча металлов

  Загрузить больше материалов
наверх